Translator

суббота, 22 июня 2013 г.

Языковые курсы в Европе.

Рига

В рубрике «Глазами Туриста» мы публикуем рассказы путешествующих по различным странам. Если у Вас тоже есть интересные истории о поездках, и Вы хотите ими поделиться с окружающими, присылайте их нам по адресу: strolchonline@gmail.com . Весь материал с фотографиями (или без них) будет опубликован на нашем сайте.
Сегодня – повествование об экзамене по латышскому языку Перчинича Игоря...

Я считаю, что проживая в любой стране, нужно знать язык этого государства, хотя бы на бытовом уровне. Поэтому с легким сердцем пошел на курсы латышского языка. Меня сразу же поразило, что курсы длятся всего 30 дней по 4 часа – не знаю, какой язык можно выучить за это время, но как уверили на самих курсах – все сдают первый уровень.
Всего их 3, и они различаются, как А, В, С и градация внутри категории на 1 и 2. Примерное понимание каждой категории: А – маломальское понятие языка, минимальный набор слов. Этой категории достаточно для сантехников, дворников, грузчиков, чернорабочих. В — требуется для всех прочих специальностей, начиная от продавцов и заканчивая врачами. С – для получения гражданства, свободное владение, как устно, так и письменно, знание истории государства, Конституции, европейских правил касающихся Латвии и государственные регалии страны (гимн, герб и кто автор и почему). Язык можно изучать самостоятельно, за деньги и бесплатно по европейской программе интеграции некоренного населения.
Рига
Рига
Естественно, испытывая не малую нужду в наличии денежных знаков, пошел на бесплатные курсы. Группа подобралась весьма симпатичная, хотя я был слегка напуган, увидев на бирже труда контингент, который записывался на подобные курсы. Итак, нас всего четыре человека, два на два – двое мужчин и две женщины. Я самый возрастной, Владимир младше меня на 10 лет, проживающий в Латвии с 1996 года, молодая мама Лена – 29 лет, родившаяся в Латвии и всю жизнь прожившая в ней и как всегда, не обошлось без сюрпризов. 25 летняя Яна родом из Башкирии, певица со сценическим псевдонимом Камила, которая проживает уже 5 лет. В первые дни уровень был у всех примерно одинаков, но позже «долгожители» Володя и Лена разговорились.
Рига
Рига
У меня «языковый коллапс» путал на диктантах постоянно цифры 2 и 9, а также «надцать» и «дцать». Лихо писал вместо 19 – 90. Также постоянная путаница в голове с родился, жил и проживаю, часто случалось, что родился в Риге, а проживаю в Минске, но все же справился и с этим недоразумением.
Рига
Рига
У Яны-Камилы тоже часто случался запор, почему то вместо «Кокс» и «Кукайнис» (дерево и насекомое) у нее получалась – «Какс» и «Какайнис» и так далее все производные этих слов. Под окончание курсов мы все довольно сносно писали маленькие письма, описывали ситуацию на картинках и говорили короткими предложениями. Главное, я начал процентов на 25-30 понимать о чем речь, а детские разговоры – на 60-70%. Весьма воспрянув и уже заверенный руководством курсов с чистым сердцем и уверенностью в сдачу экзамена, в субботний день облачился в костюм, галстук и отправился на комиссию.
Рига
Рига
Собственно, там началось самое неприятное. Наконец-то, я увидел тот контингент, который предположительно должен был со мной обучаться. Пантеон уродов и дебилов, проходя мимо, них, понял, что с родным языком у них такие же трудности, как и с латышским, из серии – мы не материмся – мы на нем разговариваем. Засвидетельствовав свое присутствие и получив талончик на испытание, поднимаюсь на третий этаж средней школы №15, чуть не падаю в обморок от амбре… Сразу вспоминалась армия, суббота — банно-хозяйственный день, именно в 20.00 нас строем вели в баню, и мы за неделю пропитанные запахом пота, грязного тела, дешевого одеколона и всевозможных нагноений, примерно такой же источали аромат. Сегодня тоже суббота, но 14.00, т.е. еще не наступил вожделенный час всеобщей помывки. Более 200 человек источали эту вонь, среди них были с пяток нормальных лиц, но воздух они так же не озонировали. По своему внешнему виду основная масса мне напомнила узбеков и таджиков на стройках стольного града – Москва. Нет не хабитусом – в большинстве своем это славянские лица, только какие-то неухоженные и отчасти жуткие и поведением, и одеждой. Они группировались кучками и достаточно нервно и громко разговаривали именно на не русском, а смеси мата, суржика, тростянки и не понятно еще какого говора. Одеты примерно одинаково, предполагаю, что Дольче и Кабана увидев эту массу нелепой одежды, с позором бы ушли из мира моды. Большая часть мужчин и женщин была одета в треники с вытянутыми коленями, причем у женщин они подразумевались, как лосины, а у мужчин – брюки. Верхнюю часть тела закрывали самосвязанные свитера или китайские худи времен начала перестройки. Женщины прикрывали грязные волосы немыслимыми капорами или вязанными беретами , о прическах речь вообще не идет, вероятно сия парикмахерская процедура им неведома. Впечатление, что они родились в этих капорах и беретах, так как они примерно ровесники с хозяевами. Кроссовки на ногах обычное дело, стоптанные ботинки и сапоги из социалистического прошлого, насчитал добрый десяток в «прощай молодость». Из какого нафталинового угара и пыльного сарая их достали, если советская промышленность прекратила их выпуск в 1977 году. В платьях были только две наши женщины, в костюме – я один.
Рига
Рига
Пришло время заходить в классы. Рассаживали экзаменаторы. Мне досталась вторая парта в среднем ряду, слева за первой партой Яна, за второй Лена, впереди женщина лет 40, далее не видел. Первое беспокойство началось, когда за первую парту справа посадили мужчину, от которого шел неприятный резкий запах лекарств и мочи, когда он повернулся, меня чуть не стошнило: одноглазый, в сильных экземных струпьях, которые хлопьями повисли на лице и руках. Увидев мой ошарашенный вид, он попытался мило улыбнуться, показав практически беззубый рот с остатками гнилых зубов курильщика дешевых сигарет «Прима». Я резко отвернулся, как оказалось — напрасно. К этому времени закончились места по одному за столом и стали подсаживать вторых участников шоу. К Лене посадили пьяного парня в спортивных штанах и грязной спецовке. Его, правда, через пару минут вывели, так как он не смог ответить на вопрос, как его зовут. Тут ко мне подошла какая-то женщина, по виду буфетчица с привокзального буфета из семидесятых годов. Пергидрольные волосы с черными корнями собраны в шишку на темени, яркая помада на губах и зубах, одутловатое лицо регулярно пьющей, голубые тени и толстые стрелки на веках, облупившийся яркий лак, обгрызенные и сломанные ногти, бесформенный розовый свитер с аппликацией на мощной и грязной груди, незаменимые и давно не стиранные треники. Почему-то стала требовать, что бы я пересел, так как она хочет сидеть именно тут, но с другой женщиной. Мысленно послав ее на три и в пять букв, на яву изобразив подобие улыбки, насколько это было в моих силах, посоветовал обратиться к экзаменаторам, может и напрасно, так как за парту передо мной посадили женщину под 70 лет, когда она резко повернулась ко мне – волной амбре меня отбросило на полметра. Похоже, что она моется только по большим и революционным праздникам, последний был как раз 1,5 месяца назад – Новый год.
Рига
Рига
Порядок сдачи таков, сначала тест посредством магнитофона: зачитывается некий отрывок, а на листке вопросы с вариантами ответов. Задание не сложное, вроде справился, листочки собрали и раздали новые, вот тут-то я понял, что я ни чего не понял. Я таких слов не видел и по всей вероятности и не слышал. Сразу же в голове возникло сомнение, а не перепутали ли вопросы категории А с категорией С. Как в последствии оказалось, условия экзамена резко усложнили, и мы были первыми, которые сдавали по этой новой форме. Памятуя о давно забытых студенческих годах, что когда не знаешь — не надо заморачиваться с ответами, еще больше накосячишь – быстренько наставил крестиков, что-то там написал и сдал. Получил еще листик, в котором надо было написать письмо другу (подруге) и описать картинку. Вопросы меня озадачили: куда я пошел покупать цветы? Какие цветы я купил? Почему я выбрал именно эти цветы? Сколько стоила покупка? За исключением последнего вопроса, остальные вызвали сомнения – а нужны ли такие знания дворнику, сантехнику, грузчику и чернорабочему? Ни одного названия цветов на латышском я не знал, поэтому написал просто: Пошел в магазин. Купил красные и белые цветы. Мама такие любит. Заплатил 7 латов. Картинка тоже ввергла в небольшой ступор: Фотограф возится с маленьким мальчиком на подиуме, а толстая мамаша просматривает фотографии. Пришлось объяснить доступным мне словарным запасом. Это фотосалон. Женщина держит в руках фотографии. Маленький клиент сидит, рядом стоит фотограф. Предположил, что такой минимализм не наказуем и сдал работы, взамен получив талончик №1 на устный экзамен.
Рига
Рига
Выйдя из класса, стремглав бросился к окну вобрать в себя свежего воздуха. Немного придя в себя, направил свои стопы на дальнейшую экзекуцию, поскольку уверенность в своих знаниях немного испарилась. Войдя с театральной улыбкой, вежливо поздоровался, поблагодарил за предложенный стул и принялся отвечать на вопросы. Все было стандартно: имя, сколько лет, как давно живу в Латвии, адрес, район проживания, где работаю, если не работаю, то чем занимаюсь, что делаю в свободное время. Достаточно уверенно я ответил на все и бодренько затараторил топик про себя любимого, как рекомендовали те, которые ранее сдавали подобные экзамены. Тетка-экзаменатор жестом тормознула мой словесный поток и холодным голосом объявила (естественно на латышском идет все действие): «Две ситуации, первая – я (т.е. она) фармацевт, у вас болит голова, вы пришли в аптеку купить лекарство». Утратив бодрость, но все же достаточно уверенно я сказал: «Пожалуйста, дайте мне лекарство». Повисла пауза, я все сказал, все что мог – она еще ожидала чего то, оказалось, что я должен был добавить «от головокружения», странное лекарство, наверное, присутствует в латышских справочниках фармацевта. ОК, вторая ситуация. Мы с ней были в кино, и я должен спросить о фильме… а что спросить? Слова фабула, сюжет, главный герой, второстепенный герой – мы не проходили, и чем их заменить в голову не приходило. Ступор… не дождавшись от меня ни чего, кроме мычания, махнула рукой и дала картинку. На картинке Рижский вокзал, перрон, грузчик с тележкой, мужчина с полузавядшим букетов одной руке и сопливым мальчуганом в другой, небольшая стайка людей толпится возле вагона. Поймав нотку бодрости, я приступил к изложению: «Центральный вокзал. Четверо мужчин и четыре женщины, один ребенок, один из мужчин работает (я не знаю, как будет носильщик)». Она опять жестом прерывает и зловещим тоном спрашивает: «Кто едет на экскурсию?» Я тупо смотрю на картинку, и мое воображение не может нарисовать ни какой экскурсии. Во время учебы на курсах нас предупреждали, если что непонятно в вопросе – переспросите: Ко, лудзу? и преподаватель поставит вопрос более понятным. Я повторил эту магическую фразу, но вероятно тетку не предупредили, она еще более холодным тоном, но более высоким голосом повторила: Кто едет на экскурсию? Тупость и настойчивость иногда имеют успех, и я тупо повторяю: Ко, лудзу?, она также тупо и настойчиво твердит про экскурсию, при этом повышая тон и размахивая руками. Усомнившись в моих языковых познаниях, а я не набрался храбрости опровергнуть ее впечатление, она отправила меня в коридор. Теперь я в неведении – а сдал ли я это испытание, и стоит ли мне готовиться ко второму этапу? Ждем-с…
Рига
Рига

Комментариев нет:

Отправить комментарий